Этот проект посвящен игровой фотосъёмке детей©. В основе этого подхода лежит мой многолетний психологический опыт работы с детьми, подростками и родителями, ну и, конечно, черты моего характера. Следовать основному принципу фотографа «лови момент» лично мне скучно и неинтересно. Я предпочитаю целенаправленно создавать зрелищные сюжеты, в которых дети могут максимально раскрыться эмоционально, а главное - получить удовольствие от общения со мной, друг с другом или с родителями, если в фотосессии участвует вся семья. Кроме общения есть ещё и множество игровых моментов, вернее, даже технологий, помогающих получить интересные, запоминающиеся, а главное, живые фотографии детей.
Важно осознавать, что ребёнку, в отличие от взрослой модели или его родителей, абсолютно не интересны результаты фотосессии – удачные снимки. Если сам процесс фотосъёмки проходит весело и захватывающе, то скрыть свои эмоции ему будет просто нереально. Вот тут-то и надо ловить момент.
В отличии от Coca Cola , мне нет нужды скрывать мои рецепты. Вряд ли я в силах сфотографировать всех детей нашей планеты, а потому с удовольствием делюсь своими наработками в статьях по фотосъёмке детей. Эти публикации создавались в основном для родителей, а потому написаны лёгким языком без применения профессиональной терминологии. Так как игровая фотосъёмка детей – это, в первую очередь, процесс общения с ними, то на сайте выложены немало статей о приёмах общения.
Немного об основных принципах психологического подхода к фотосъёмке детей: Годы практики детского репортажа упрочили моё убеждение, что создание ярких и запоминающихся фотографий детей невозможно без соблюдения следующих психологических условий :
• Создание отношений доверия с ребенком или группой детей – первый и важнейший шаг к успеху. Что бывает, когда этот шаг не пройден фотографом, прекрасно иллюстрирует этот снимок , сделанный в детском саду «профессионалом». Фото любезно предоставлено замечательным детским психологом Еленой Козловой.
• Психологическая поддержка особенно актуальна, когда съёмка ведется в группе детей. Многие дети скованы или замкнуты. Усилению неуверенности и чувства психологического дискомфорта могут способствовать новая обстановка, малознакомая компания, сильный эмоциональный накал детского праздника. Таким детям нужна помощь в создании условий, которые помогут им раскрепоститься, проявить себя, а также вовремя и незаметно для окружающих оказанная психологическая поддержка.
• Умение разрешать конфликты, которые достаточно часто возникают в детских группах. Разрешить конфликтную ситуацию можно на стадии её зарождения. Если же противостояние всё-таки успело разгореться, на помощь могут прийти психологические техники и приёмы, которые помогут взрослому стабилизировать обстановку, при этом не противопоставив себя группе детей.
• Организация интересного и зрелищного взаимодействия участников детской группы. Конечно, фотограф может просто работать по принципу «Не упусти момент », мне же более интересно зрелищные моменты создавать и их же фотографировать. Я умею и люблю организовывать различные игры независимо от возраста участников. И всегда начинаю с игр на знакомство и развитие групповой сплоченности, создание обстановки психологического комфорта, а уж потом перехожу к организации зрелищных динамичных ситуаций.
Придерживаться этих принципов во время фоторепортажа, не задумываясь, почти на автомате помогает большой опыт работы психологом в школе, на телефоне доверия, в детском центре, проведение индивидуальных консультаций и практика проведения психологических тренингов.
Начинал работать с подростками в школе. В профессиональном опыте более 200 тренингов общения, эмоциональной саморегуляции, профориентации, проведенных по разработанным мною же программам. Позже был опыт проведения коммуникативных тренингов в детском центре «ОбРаз» с дошкольниками и младшими школьниками. Проводил семинары и тренинги для родителей и специалистов.
|