Расписание мастер-классов и семинаров детского фотографа Игоря Губарева.
 

Как фотографировать малышей. Часть 1.

Однажды на выпускном празднике в детском саду я увидел удивительное слайд-шоу. Оно было смонтировано из любительских фотографий, снятых в основном на мыльницы и мобильные телефоны,  но вызвало бурю эмоцию у взрослых зрителей. Фото были сделаны всего 3-4 года назад, но на них герои сегодняшнего праздника – почти школьники - были еще такими маленькими лапульками. 
Эта была история про совсем другой мир, который также невозможно увидеть снова, как Атлантиду или Древний Вавилон. Но эту историю можно сохранить в фотографиях и фильмах, чтобы через 20-30 лет сегодняшние дети смогли погрузиться в сказку.  Надеюсь, что эта статья поможет вам еще лучше сохранить историю детства. 

Все приемы фотосъемки малышей, описанные ниже, базируются на знании психологических особенностей этого возраста. Малышами я называю детей 1-3 лет. Этот период в возрастной психологии называется младшее детство.  Итак, начнем с установления контакта и поднятия настроения! Самый эффективный способ психологической пристройки к малышу – это пристройка снизу, а вернее на уровне его роста.  

Карачки – любимое средство передвижения детского фотографа. Ноги, конечно, устают, зато дети сразу перестают вас бояться, да и фотографии с нижних точек съемки получаются намного интереснее, чем те, которые сделаны с высоты роста взрослого человека. Зритель сможет увидеть мир как бы глазами ребенка. 

Малыши обожают, когда с ними общаются на равных и всерьез воспринимают их личность. А вот сюсюканья и всякие сюси-пуси они не любят. Они вам не какие-нибудь пупсики-младенцы. Они уже большие! 
Но как и младенцы (от рождения до 1 года), они очень чувствительны к своему внутреннему состоянию. Голодных, невыспавшихся детей и детей с неважным самочувствием лучше не мучить фотосессиями. 
Малыши восприимчивы к фактору территории. На новой территории, например в фотостудии или кафе, ребенок очень долго может чувствовать себя неуверенно или вообще долго находиться в состоянии шока. Поэтому я предпочитаю фотографировать детей дома, на даче, в детском саду. При этом надо помнить, что период адаптации к детскому саду может длиться несколько месяцев. Поэтому фотографировать детей в яслях в сентябре малоперспективно, особенно если в роли фотографа выступит один из родителей. Шансы, что ваш ребенок даст вам спокойно общаться с другими детьми и их фотографировать, стремятся к нулю. Не случайно  пребывание родителей на занятиях почти во всех детских учреждениях запрещено. Лучший способ сфотографировать своего ребенка в детском саду – скооперироваться с другим родителем-фотографом. Он без проблем отснимет детей в вашей группе, а вы спокойно и продуктивно поработаете в группе его ребенка. Потом останется просто поменяться фотографиями.

Если вы профессиональный фотограф и фотографируете незнакомых малышей, то самое главное – это психологический контакт и безопасность. Маленькие дети могут боятся незнакомых взрослых, больших черных фотоаппаратов, осветительного оборудования, одежды темных тонов, растительности на лице, строгих или озабоченных выражений на лицах, резких и непонятных движений или звуков. И даже если вы пришли весь в белом, помните, что у каждого малыша есть свое время привыкания к новой ситуации. Не обязательно сразу доставать фотоаппарат и фотографировать. Лучше сначала немного поиграть с детьми. Без сомнения, самая эффективная игра для установления контакта «Дай пять!». Сядьте на пол и протяните детям ладошку. Малыши выстроятся в очередь, чтобы хлопнуть по вашей ладони, но при условии, что вы будете на это живо реагировать, например говорить: «Ой, ничего-себе какой ты сильный!».  Первое же прикосновение переводит людей на личностный уровень общения. 
Эффект можно усилить, предложив малышу полетать на самолете: берем его за ручки, сначала очень осторожно поднимаем, чтобы посмотреть реакцию на полеты. Если он улыбается, можно «полетать» более активно, не забывая при этом о безопасности. После двух таких игр вы резко станете лучшим другом целой группы детей. Помню, как во французском детском саду дети долгое время называли меня Игорь-Лунопарк. 

Обычно на установление контакта с малышами бывает достаточно нескольких минут. Понятно, что бывают исключения. Самое долгое время, которое мне пришлось посвятить налаживанию отношений – полчаса! Но зато потом я сделал очень эмоциональную серию кадров и до сих пор без проблем фотографирую этого ребенка в рамках фотосопровождения одного частного детского сада. По словам родителей ни одному из фотографов, включая их самих, девочка не дает себя фотографировать. Кстати, я никогда не предлагаю детям фотографироваться. Но зато всегда зову их играть, соревноваться, смотреть фокусы, летать на самолетиках, строить замки… Почему-то все соглашаются. Ну а потом я беру фотоаппарат и фотографирую их прямо в процессе. 

Дети – эксперты в области эмоций. Они на раз считывают отношение к ним по мимике, жестам, позе, интонациям и другим невербальным составляющим человеческого общения. Если вы не любите детей или они вас раздражают, то скорее всего живых фотографий сделать не получится.  Тогда лучше работать в паре с аниматором или снимать репортаж в режиме «Скрытой камеры».  Если вы вместе со мной считаете детей лучшими людьми на планете, не скрывайте своего отношения: улыбайтесь, взаимодействуйте взглядами, покажите какие-нибудь смешные эмоции или жесты. Когда контакт установлен, малыши начинают вам все это отзеркаливать. Иногда доходит до смешного: я чешу голову и все малыши тоже чешут. Это значит, что мы настроились на одну волну и дальше сможем понимать друг друга даже без слов.  Теперь добиться нужных мне эмоций проще простого – я просто могу их сам испытать. И эти эмоции возвращаются прямо в объектив моего фотоаппарата! Причем, не важно где это происходит: в детском саду и или детском доме, или больнице для тяжелобольных детей.

Малыши верят, что все окружающие их предметы могут оказаться живыми.  Они обижаются на стол, об который сами ударились, и могут даже отшлепать его по столешнице. Это отголосок древнейшего верования – Анимизма. В давние времена наши предки верили, что все предметы окружающего мира (Солнце, вода, деревья, камни и др. имеют душу).  Как это использовать? Для начала оживляем фотоаппарат. Рассказываем, что фотоаппаратик хочет поиграть с ребенком или показать ему мультики. А еще фотоаппаратик хочет кушать и надо бы его покормить. Показав на объектив и сказав, что ротик у него здесь, вы увидите, что все дети начнут протягивать фотоаппаратику печеньки, кусочки фруктов, ложки. При этом они смотрят прямо в объектив и проявляют настоящие эмоции. И так смотреть и реагировать можно общаясь только с живым существом. На многих фотокамерах есть функция голосового комментария. Вы просто записываете фразу, например: «Вася - хороший мальчик!» Потом нажимаете кнопку, и фотоаппаратик начинает говорить это ребенку. Далее ребенок может сам нажать на кнопочку воспроизведения звукового комментария и тут свершается чудо: это прикосновение переводит их общение на личностный уровень. Теперь они друг другу полностью доверяют и могут взаимодействовать в процессе всей фотосессии: «Ой, а что ты тут делаешь? Покажи фотоаппаратику во что ты тут играешь.  Если вы фотографируете на телефон, то для его оживления можно использовать приложение диктофон или говорящих котиков. 
Если можно оживить фотоаппарат, то оживлять игрушки сам Бог велел. Очень эффективны куклы-перчатки.  Надетый на левую руку персонаж может общаться с малышом, а правой рукой вы спокойно можете фотографировать процесс этого взаимодействия. Потом игрушка может прятаться за камерой и выглядывать, работать фотографом… Помню, как на портретной фотосессии детей 2-3 лет у меня под руками оказались пластмассовые овощи и фрукты. Сначала фотографом работала капуста, потом ее сменили бананы и огурцы. Дети чуть не падали со стульчика от смеха и активно жестикулировали.
дети падали от смеха
Признаюсь, меня это веселило не меньше. А что может быть лучше получения удовольствия от хорошо оплачиваемой работы? 
Кстати, дети не только смеялись, но и что-то на полном серьёзе рассказывали овощным фотографам:


Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
 
  • 07.11.2014 Еленка
    Игорь, гениальная статья)))) Очень точные и своевременные подсказки. Я с собой клоунский нос на съемку и шапочку-лисичку брала - не очень работало... С девочками 6 лет помогало: покажи мне принцессу, которая в замке сидит и ждёт-ждёт принца... Мальчики мне спайдер-менов и прочих деятелей показывали охотно. А вот три года... тут только капуста-фотограф рулит)))) Большое Вам спасибо!
  • 07.11.2014 Алена Богданова
    Спасибо, Игорь, за науку, как всегда все очень полезно, просто и гениально легко!
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей