Расписание мастер-классов и семинаров детского фотографа Игоря Губарева.
 

Анонсы новых статей и приглашения на бесплатные курсы здесь:
Боремся со смазанностью снимков

«Расскажите, пожалуйста, как бороться со смазанностью снимков?». Этот вопрос - самый популярный из всех, которые я получаю от гостей моего авторского сайта и от читателей журнала «Аистёнок». Отвечая на него, мы плавно перейдём от обсуждения психологических вопросов фотосъёмки детей к освоению технических приёмов этого преинтереснейшего процесса.

Начнём  с того, что резкость по всему полю кадра чаще не нужна, но центр композиции должен выделяться, и в первую очередь, за счет большей резкости. Так что, давайте сфокусируемся на том, как это реализовать. Конечно, проще всего обездвижить ребёнка, например, усадить его на стул. Важно при этом правильно этот стул поставить. Стеснительные дети чувствуют себя увереннее, сидя на стульчике, повернутом спинкой к фотографу. Эта естественная преграда помогает ребёнку ощущать себя психологически более защищённым. К тому же, наличие спинки стула в кадре можно обыграть, как в прямом смысле слова (например, поиграть в гонки на мотоцикле), так и в переносном (эффективно включив стул в композицию для зрительного увеличения глубины пространства, используя как опору для построения интересных поз, создания интересных цветовых сочетаний переднего и заднего плана. Стул можно также развернуть под углом 45-90 градусов относительно оси съёмки. Такое положение расширяет свободу творчества фотографу, помогая ребёнку чувствовать себя комфортно психологически, а, следовательно, он быстрее покажет вам что-то интересненькое.

Лучше, когда сидя на стуле, ребёнок продолжает активно двигаться. Но здесь есть маленькая хитрость: используя разные игры, можно контролировать динамику в различных частях кадра. Например, ребёнок размахивает руками, от чего на снимке они будут слегка или сильно смазаны. Зрительное восприятие этого эффекта создаёт у зрителя ощущение динамики, которая, наполняя фотографию, оживляет её. Одновременно, лицо малыша может оставаться неподвижным, а потому на фотоснимке будут четко различимы не только его эмоции, но и хорошо прорисована каждая ресничка.

Если, сидящего на стуле ребёнка, фотографировать проще, то бегающего и прыгающего маленького непоседу интереснее. Да и фотоаппарат передвигать в пространстве в этом случае не только можно, а иногда просто необходимо. Один из приёмов съёмки быстро движущихся детей – «фотосъёмка с проводкой». Этот приём особенно эффективен, когда фотограф находится внутри хоровода движущихся детей. В этом случае ему остаётся поворачивать корпус тела, удерживая объект съёмки в центре кадра. Понятно, что как быстро бы не двигались дети, относительно матрицы цифрового фотоаппарата или плёнки они будут почти неподвижны, да и расстояние до них меняться почти не будет, а, следовательно, уменьшаться ошибки фокусировки (ещё одна причина смазанности снимков). А если ребёнок активно движется в Вашу сторону или по диагонали к оси съёмки? Как в этом случае умудриться сфокусироваться на нём? По технологии прицеливания стрелков по движущимся мишеням. Они метятся не в цель, а в то место, в котором эта цель должна оказаться тогда, когда туда успеет долететь пуля. Подобно стрелку, можно заранее сфокусировать фотокамеру на неподвижном объекте в зоне предполагаемого появления ребёнка (нажать спусковую кнопку до половины или использовать ручной режим фокусировки) Как только ваша фотомодель с моторчиком попадёт в зону резкости, делайте снимок. Например, ребёнок катается с горки. Зафиксируйте резкость на центре горки и ждите, когда он поравняется с выбранной вами точкой. Кстати, все фотоаппараты притормаживают по-разному, а потому, не забудьте учитывать эту задержку.

Кстати, снайперы производят выстрел на выдохе. Фотографируя в момент выдоха, мы минимизируем сотрясения камеры. Это поможет нам избежать «шевелёнки» (смазывание картинки из-за сдвига камеры в момент срабатывания затвора). Все знают, что такое «мёртвая точка». Например, маятник в момент смены направления движения на мгновение застывает. Это знание можно использовать в процессе фотосъёмки детей. Однажды я снимал танцевальные занятия с детьми и был впечатлён объяснением педагога. Танец, рассказывала она, состоит из движений (переходов) и точек (акцентов). Я попробовал фотографировать только «точки». Делать это было легко, так как «ловить точки» помогали акценты музыкального сопровождения. Снимки получились не только резкими из-за фиксации движения детей, но и очень эмоциональными. Благодаря большому опыту фоторепортажа, я научился ловить «точки» не только в танцах, но и в любой подвижной деятельности отлавливать моменты, когда дети фиксируют движения. Как правило, в эти моменты они очень интересно проявляют эмоции.

Существуют и другие фотографические приёмы, о которых мы непременно расскажем, если интерес читателей к этой теме не угаснет. Пишите нам письма, в которых вы можете не только задать вопросы, но и поделиться своими секретами фотосъёмки детей.

© Игорь Губарев, фотограф и автор этого сайта

ПЕРЕЙТИ К СПИСКУ СТАТЕЙ...

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
 
  • 29.09.2010 Игорь Губарев, фотограф и атор сайта
    Здравствуйте Трудно на таком расстоянии понять. Вашу проблему. Посмотреть бы фото и информацию о параметрах съёмки в EXIF файла. Попробую сформулировать несколько уточняющих вопросов: - Используемый Вами объектив способен на чудеса резкости при полностью открытой диафрагме? Редкие объективы умеют делать это, особенно зумы. Я вообще стараюсь избегать крайностей. Например, если работаю с полтинником 1,4, прикрываю, хотя бы до 2 диафрагму, если 2,8 максимальное отверстие, то открытая дырка для меня 3,2-3,5. Попробуйте поснимать какой-нибудь мелкий текст или спящего ребёнка со штатива на полностью открытой диафрагме. - Из письма непонятны причины нерезкости фото. Может это смазывание в результате слишкой длинной выдержки или шевелёнка (камера трясётся в момент снимка). Выглядит это на фото как раздвоение изображения или смаз в виде полос в сторону от контрастных областей. Другая причина - ребёнок не в фокусе. Тут возможны варианты: либо это ошибки фокусировки. Непрерывная следящая фокусировка, как правило, не справляется с быстрыми и непредсказуемыми перемещениями детей. Я использую автофокус почти всегда, но покадровую фокусировку с блокированием фокуса и последующей перекомпоновкой кадра. Часто фокусируюсь на предполагаемом месте нахождения ребёнка в момент снимка (так охотники с опережением стреляют по уткам, целятся спереди от движущейся мешени). Возможен также бек- фронтфокус объектива (надо тестировать). Третья и, наверное, самая распространённая беда - очень маленькая глубина резкости на полностью открытой диафрагме. Недавно написал статью о том, как контролировать глубину резкости (иллюстрирую её позже): http://fotodeti.ru/index.php?rub=60
  • 24.09.2010 Екатерина
    Очень понравились ваши работы и сам сайт. Как известно, "куда вложена душа, там и найдёте душу". Так и здесь. Ещё радует то, что вы не прочь поделиться опытом с другими людьми. Чаще человек, почувствовав себя специалистом, стремится придать себе больше значимости, создавая ореол загадки вокруг своего ремесла. Вам же, это видно по вашему сайту, как действительно мастеру, радостнее приобщить окружающих к своему делу, чем оградить их от него, встав на недосягаемую ступень. За это вам большое спасибо. Ваши статьи очень содержательны и полезны. Буду очень признательна, если вы поясните мне некоторые детали съёмки детей. Я обучалась студийной съёмке, работала с портретами и натюрмортами. Сейчас у меня маленькая дочка и, это, наверное, самая частая история среди детских фотографов, я хочу заняться детской фотосъёмкой. У меня есть к вам ряд вопросов, касающихся её технической стороны. Раньше у меня не было проблем с резкостью, но подвижная дочурка повергает меня просто в растерянность. Если я пытаюсь сделать её портрет с размытым фоном, открывая максимально диафрагму и фокусируясь, например, на ресничках, чёткие снимки бывают так редки, что я уже совсем перестала быть в себе уверена. Пробовала и ручную фокусировку и автоматическую... Может, здесь есть какие-то профессиональные хитрости? Недавно подруга привезла из поездки в Турцию диск с огромным числом снимков своих детей - работа турецких отельных фотографов. Можно, конечно, улыбнуться по поводу художественной стороны съёмки и прочих подобных аспектов, но все, повторю - все, не 5 или 10 штук, а очень много, и при часто размытом фоне, все снимки были резкими. А я, посетив множество фотовыставок, изучив творчество разных фотохудожников, не могу даже навести резкость... Буду очень признательна, если найдёте время и раскроете мне эту тайну.
  • 18.09.2010 Людмила
    Случайно набрела на Ваш сайт и ... прочитала все Ваши статьи на одном дыхании. Ну что могу сказать: Вы - классный!!! Вас приятно читать и главное, я нашла для себе столько полезной информации!!! СПАСИБО!!!!
  • 20.02.2010 Алексей
    Игорь, вы молодец! мне как родителю и начинающему фотографу сайт очень полезен.
  • 15.01.2009 Наталья(начинающий фотограф)
    Спасибо большое за статью. У меня как раз проблема с фокусом и "смазыванием"...
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей