Примеры выпускных альбомов для детского фотографа Игоря Губарева.
 

Игровая конвейерная фотосъёмка детей

Наверное, все родители прекрасно знают, на какой поток поставлен процесс фотосъёмки их детей в школах и детских садах? Приходит фотограф и за несколько часов фотографирует всех детей. На одного ребёнка у него есть не более минуты. Согласитесь, за это время трудно успеть подружиться с ребёнком и раскрыть его эмоционально. Но этого времени вполне достаточно, чтобы напугать малыша или нанести более серьёзную психологическую травму. Так как получить настоящие живые эмоции при такой поточной съёмке редко получается, фотографы переносят акцент на яркие декорации, костюмы (в том числе и виртуальные), чудо-эффекты фотошопа и художественные коллажи:)

Преимущества такого конвейерного подхода - скорость съёмки и простота обработки фотографий. Огромный плюс - лёгкость продаж, а порой и втюхивания фото родителям. Фото всего лишь должны соответствовать первоначально предъявленному образцу. К тому же есть такая категория родителей, которым такие фотографии нравятся, а значит их потребности удовлетворяются.
Но, как показывает опыт общения с людьми в различных городах и странах, многих родителей (включая меня) начинает тошнить от откровенного забамбливания постановочными фотографиями. Общаюсь я и с фотографами, которые работают в жанре фотоконвейера. Многие из них делают это дело без особого удовольствия. Они хотят снимать репортажи, делать живую фотографию. Казалось бы, всё удачно складывается, потому что родители хотят покупать фото и видеоистории о жизни своих детей в детских садах и школах. Сегодня спрос на живую, эмоциональную, непостановочную фотографию огромен!

Почему же всё в целом остаётся на уровне каменного века?

- Во первых, любая система инертна, она вытесняет изменения. Система конвейерной фотобомбёжки детских садов существует давно, механизм смазан 20% откатами и защищён стереотипами администрации. Зачем что-то придумывать, если всё и так нормально работает? А лучшее - враг хорошему!

- Во вторых, проводить фоторепортажи и игровые фотосессии сложнее и дороже для фотографа. Если для конвейерных съёмок  с импульсным светом подойдёт любой любительский фотоаппарат, то для фоторепортажа требуется более мощное фотооборудование, а если быть точнее, то топовые камеры, оптика, и свет. Профессиональный набор в 10(!) раз дороже, чем любительский.

- В третьих, обработка репортажных фотографий дело крайне трудоёмкое, а значит дорогое. В случае конвейерной съёмки достаточно продумать установки для первой фотографии, а потом тупо перенести эти настройки на все фото сессии. Каждая фотография, снятая в условиях фоторепортажа, требует индивидуального подхода к обработке.

- Есть и другие мелкие сложности. Например: НЕ все родители готовы пока покупать сюжетные фотографии с участием нескольких играющих детей в кадре. При этом они с радостью приобретают портреты и групповые фотографии.

Но хватит о проблемах, пора переходить к решениям. Расскажу как я вижу ситуацию.
Я считаю, что надо совместить преимущества конвейерной съёмки с прелестью игровых и репортажных фотосессий.

Во-первых, фотографировать всех детей отдельно взятого детского сада или школы в один день нельзя с точки зрения психологической безопасности и невозможности раскрыть детей эмоционально. А эмоции - главное в фотографии! Я предпочитаю работать с одной группой детей до дневного сна или с классом в течении учебного дня. Но даже за такое большое время качественно, интенсивно, и, что немаловажно, равномерно сфотографировать всех детей очень тяжело. А если без конвейерного подхода с его преимуществами не обойтись, значит, надо придумать ИГРОВОЙ КОНВЕЕР. Причем, не один, а много и самые разные, потому что все мы знаем, что для детей лучший отдых - это переключение видов деятельности. А если процесс детям интересен, но при этом неутомителен, то достигается наилучшее управление поведением участников съёмки, а значит высокая безопасность при проведении фотосессии. Такой режим благоприятен и для фотографа, который меньше устаёт и менее подвержен эмоциональному выгоранию.

Главная идея - это выстраивать процесс таким образом, чтобы не бегать за детьми, а сделать так, чтобы они сами возникали перед тобой в нужное время, в нужном месте, в котором заранее выставлен свет, решены проблемы с задним и передними планами. Оптимально, если дети проходят какие-то испытания по очереди, или сюжет развивается по кругу, или все дети занимаются одной деятельностью.

Проиллюстрирую на примере фотосъёмки детей на занятия:

- На музыкальном занятии дети могут взять музыкальные инструменты и двигаться с ними по кругу вокруг фотографа. Фотограф не крутится, хаотично ловя момент, а фотографирует всех детей по мере их прохождения через место, которое заранее оптимально освещено, а также имеется прекрасный задний план. Есть игры, в ходе которых дети меняют музыкальные инструменты, что повышает вариативность съёмки. При этом все фото данного сюжета сняты с одинаковым освещением, а значит их обработка займёт минимум времени. Все дети будут сфотографированы, никто никого не будет перекрывать.

- На физкультуре очень зрелищна полоса препятствий. Но если вы построите её по всему залу и будете бегать за тридцатью детьми, и снимать в разных условиях освещения, то и результат съёмки будет нестабильным, с большим количеством технического брака. Удачные фотографии потребуют персонального подхода к обработке каждого файла. Вместо таких мучений, я выставляю только одно препятствие и все дети проходят его по очереди. При этом им также весело, как и в первом случае, но у сейчас меня есть стабильное освещение сцены и время на выбор самых удачных ракурсов. В результате я имею минимум смазанных и неудачных снимков, все фото легко обрабатываются, так как стабильны по цветам и яркости, да и изначально сняты с правильной экспозицией.

При этом НЕ надо забывать об игровых  и соревновательных моментах: "Дети, кто, вылезая из туннеля, быстрее поймает меня глазками?! Кто самый весёлый? Всех грустных этот туннель превратит в сушеных, сморщенных огурцов!" Ну и так далее. После туннеля можно походить по "кочкам", попрыгать в высоту, проползти  по лавке, "поплавать" в сухом бассейне с шариками, позабрасывать мяч в баскетбольное кольцо... Сюжетов, которые можно использовать в игровой конвейерной съёмке бесконечное множество. Достаточно оглянуться по сторонам в том месте, где проходит съёмка. На улице можно успешно задействовать элементы детской площадки, растительность, малые архитектурные формы. В совершенно пустой комнате можно работать только с эмоциями, например, поиграть в "Испорченный телефон".

В результате съёмка проходит организованно, весело и с большим количеством фотографий на выходе. Реально получить 1200-1500 уже обработанных фотографий при съёмке 25-30 детей на протяжении пяти часов.

Началась она тоже с игрового конвейера. За 2 часа я сделал по 15 портретов каждого ребёнка в процессе игры и общения с ними. Потом я прошел с ними несколько занятий и немного поиграл. Возможно просмотр этой серии покажется Вам утомительным, но все эти фото сортировались по каждому ребёнку и в результате, каждый родитель получил диск с хорошим набором фотографий своего ребёнка, а также с групповыми и сюжетными фотографиями его друзей.

А вот парочка видеоиллюстраций по фотосъёмке детей на физкультурных занятиях:

Такой подход к съёмке также отвечает и на очень популярный вопрос: "Как фотографируя двадцать пять детей, отснять их равномерно, никого не забыв?" В случае игрового конвейера эта задача решается буквально на автопилоте.

Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

Вы можете оставить комментарий, задать вопрос автору или поделиться своими идеями, заполнив эту форму:

Можно вымышленное
* заполнять НЕ обязательно Будет доступен только автору сайта, необходим только в том случае, если Вы хотите получить ответ на своё сообщение
image description
 
  • 21.02.2017 Наталья
    Андрей это круто! Люблю смотреть как Вы работаете с детьми! Скажите пожалуйста, при этой съемке Вы используете широкоформатный объектив?
  • 01.06.2016 Таня
    И кто же из присутствующих взрослых настоящий педагог?)))
  • 08.02.2016 Светлана
    Если бы в школах все педагоги были такими, как Игорь, то детям было бы интереснее учиться!
  • 26.01.2016 Елена
    Хочу выразить огромную признательность за ваш сайт и все материалы, которыми вы делитесь! Читаю взахлёб. Сама детский психолог и фототерапевт... Понимаю как порой сложно сделать хороший кадр с ребёнком) вы большой молодец!
  • 14.04.2015 Елизавета
    Как же приятно смотреть на работу настоящего профессионала!
  • 21.03.2014 Лена
    Супер-выдержка у фотографа. Воспитатель - это что-то, конечно :( Прыжки на мячах - есть результат, чтобы посмотреть? очень интересная точка съемки, не глядя причем :) Вы - супер!
  • 05.11.2013 Слава
    Игорь, Спасибо огромное за статью и видеоролики!!!
  • 28.04.2013 Дмитрий
    Всем привет! Нашел классный вебинар для фотографов. Насколько я понял, он про то, как продвигаться в интернете. Судя по описанию — весьма стоящий. Если кому интересно — вот ссылка — http://bit.ly/webinar_photo. Он,кстати, бесплатный.
  • 23.04.2013 Марина Онгемах
    Это подвиг, особенно выдержать "помощь" воспитателя! Игорь, прыжки на шарах - фокусное и диафрагма какие? Исо? Сколько вспышек? Можно ли посмотреть результаты этой фотосессии ( хочется понять что из такой сумбурной съемки у настоящего фотографа получается). Очень круто все! Стойка на руках - вообще отдельное супер! Спасибо.
  • 23.04.2013 Марина
    Спасибо, отличное видео! Эх..интересно.. а бывают воспитатели другие?:))
  •  
Индекс цитирования  Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru  
Карта фотогалерей